О мерах по обеспечению ускоренного развития туристской отрасли Республики Узбекистан
Указ
Президента Республики Узбекистан
О мерах по обеспечению ускоренного развития туристской отрасли Республики Узбекистан
(Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2016 г., № 49, ст. 558)
В целях создания благоприятных экономических и организационно-правовых условий для интенсивного развития туризма как стратегической отрасли экономики страны, наиболее полного и эффективного использования огромного туристского потенциала регионов, кардинального совершенствования управления туристской отраслью, создания и продвижения на мировые рынки национального туристского продукта, формирования положительного имиджа Узбекистана в сфере туризма:
1. Определить целевыми задачами и приоритетами государственной политики в сфере туризма на среднесрочную перспективу:
формирование и последовательную реализацию целостной концепции развития туризма, придание туризму статуса стратегического сектора экономики, превращение этой отрасли в мощный инструмент устойчивого развития, структурных преобразований и диверсификации экономики, который должен стать локомотивом для ускоренного комплексного развития всех регионов и сопряженных отраслей, осуществление системных мер по увеличению вклада туризма в создаваемом валовом внутреннем продукте, доходах местных бюджетов, обеспечению занятости, повышению уровня и качества жизни населения;
дальнейшее совершенствование законодательства и нормативно-правовой базы в сфере туристской деятельности, направленное на формирование благоприятных условий для деятельности субъектов туристской индустрии, снятие всех преград и барьеров, препятствующих развитию туризма, упрощение визовых и регистрационных процедур, паспортного и таможенного контроля, оптимизацию механизма государственного и рыночного регулирования отрасли туризма, реализацию мер по стимулированию предпринимательской активности в сфере туризма и развитию конкуренции на рынке туристских услуг, совершенствование системы статистического учета в сфере туризма;
реализацию комплекса мер по обеспечению безопасности жизни и здоровья туристов и экскурсантов при организации туристских услуг, прежде всего в местах их размещения, пунктах питания, во время передвижения по территории республики, организации посещения туристских объектов;
разработку и реализацию национальной и региональных программ комплексного развития внутреннего, въездного и выездного туризма, направленных на интенсивное развитие туризма в стране и наиболее полное и эффективное использование имеющегося огромного туристского потенциала, ускоренное развитие, наряду с традиционным культурно-историческим туризмом, других потенциальных видов туризма — паломнического, экологического, познавательного, этнографического, гастрономического, спортивного, лечебно-оздоровительного, сельского, промышленного, делового и иных видов туризма, усиление социальной роли туризма за счет развития детского, юношеского и молодежного, семейного туризма, социального туризма для лиц пожилого возраста, создание новых туристских маршрутов в регионах, проведение их паспортизации, формирование единых национальных реестров по туристским маршрутам и туристским объектам;
расширение международного сотрудничества в сфере туристской деятельности, в первую очередь с Всемирной туристской организацией ООН (ЮНВТО), авторитетными международными и национальными организациями по туризму зарубежных стран — активных участников региональных и мировых рынков туристских услуг, участие Узбекистана в универсальных международных конвенциях и соглашениях, регламентирующих сферу туризма, внедрение в практику туристской деятельности международных и межгосударственных стандартов и норм;
ускоренное развитие во всех регионах республики объектов туристской индустрии, отвечающих современным мировым стандартам, потребностям и требованиям туристов, — гостиниц и аналогичных средств размещения, объектов общественного питания, транспортно-логистических структур, информационных центров, учреждений культуры и спорта, опережающее строительство и реконструкцию дорожно-транспортной и инженерно-коммуникационной инфраструктуры, придорожной инфраструктуры по основным туристским маршрутам, широкое привлечение для этих целей иностранных инвестиций;
разработку, с учетом тенденций развития международного туризма и применения современных маркетинговых инструментов, конкурентоспособных туристских продуктов и услуг, выработку стратегии по их продвижению на внутреннем и международном туристских рынках, формированию положительного имиджа страны в сфере туризма путем создания и развития комфортной информационной туристской среды, осуществления широкой рекламно-информационной деятельности, открытия туристских информационных центров в регионах страны и туристских представительств за рубежом, активного использования сети «Интернет», ежегодного проведения Ташкентской международной туристской ярмарки;
коренное совершенствование системы качественной подготовки квалифицированных кадров для туристской отрасли, особенно в области менеджмента и маркетинга, подготовки гидов (экскурсоводов), регулярной переподготовки и повышения квалификации работников субъектов туристской деятельности.
2. Создать Государственный комитет Республики Узбекистан по развитию туризма на базе упраздняемой Национальной компании «Узбектуризм».
Определить Государственный комитет Республики Узбекистан по развитию туризма уполномоченным государственным органом в сфере туризма.
Возложить на Государственный комитет Республики Узбекистан по развитию туризма функции по:
лицензированию туристской туроператорской деятельности;
проведению, в тесном взаимодействии с национальным органом по сертификации Республики Узбекистан — Агентством «Узстандарт», обязательной сертификации туроператорских (туристские продукты) услуг и гостиничных услуг, оказываемых субъектами туристской деятельности, включая установление классификации гостиниц (мотелей) различных организационно-правовых форм;
осуществлению инспекционного контроля за соответствием сертифицируемых туристских услуг обязательным требованиям и стандартам, установленным в нормативных документах.
При этом субъектами сертификации отдельных видов туристских услуг являются также органы по сертификации туристских услуг, аккредитованные в Национальной системе сертификации Республики Узбекистан.
Решения Государственного комитета Республики Узбекистан по развитию туризма, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для исполнения органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти и управления на местах, хозяйствующими субъектами независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.
Кабинету Министров Республики Узбекистан в недельный срок принять постановление об организации деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по развитию туризма.
3. Государственному комитету Республики Узбекистан по развитию туризма совместно с Министерством экономики, Министерством финансов, Министерством внешних экономических связей, инвестиций и торговли, Министерством иностранных дел, Министерством по делам культуры и спорта, Министерством юстиции, Государственным таможенным комитетом, Государственным комитетом Республики Узбекистан по архитектуре и строительству, Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента, другими заинтересованными министерствами, ведомствами, организациями в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров Концепцию развития туристской отрасли Республики Узбекистан на среднесрочную перспективу, исходя из определенных настоящим Указом целей и приоритетов государственной политики в сфере туризма, а также Программу конкретных мер по реализации Концепции в 2017—2021 годах.
4. Установить, что с 1 января 2017 года:
лицензированию на право осуществления туристской деятельности подлежат только туристские предприятия, обеспечивающие организацию туристской деятельности, — туристские операторы, туристские агентства, экскурсионные организации, туристские фирмы;
при получении лицензии на право осуществления туристской деятельности обязательным лицензионным требованием и условием является наличие системы по обеспечению безопасности для жизни, здоровья и имущества туристов и экскурсантов, подтвержденной сертификатом туристских услуг;
обязательной сертификации подлежат туристские услуги, оказываемые субъектами, связанными с туристской деятельностью, — гостиницы, мотели, кемпинги и аналогичные средства размещения, с отменой требования наличия у гостиниц и аналогичных средств размещения лицензии на осуществление деятельности, связанной с предоставлением туристских услуг. При этом, с 1 января 2018 года вводится обязательная сертификация для предприятий общественного питания и автотранспортных предприятий, специализирующихся на обслуживании иностранных туристов;
услуги гидов (экскурсоводов), инструкторов-проводников могут осуществляться физическими лицами или работниками юридических лиц только после получения ими квалификационного сертификата, выдаваемого Государственным комитетом Республики Узбекистан по развитию туризма;
туристские предприятия имеют право заключать договоры (контракты) с субъектами туристской деятельности на оказание с их стороны туристских услуг иностранным туристам только при наличии у них сертификата соответствия.
5. В целях упрощения визовых процедур и создания благоприятных условий для посещения иностранными гражданами Республики Узбекистан отменить с 1 апреля 2017 года визовый режим:
для граждан Австралии, Австрии, Великобритании, Германии, Дании, Испании, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Республики Корея, Сингапура, Финляндии, Швейцарии и Японии, въезжающих в Республику Узбекистан в туристских целях на срок не более 30 дней;
для граждан Королевства Бельгии, Индонезии, КНР (в составе туристских групп), Малайзии, США, Франции, Вьетнама, Израиля, Польши, Венгрии, Португалии и Чехии, достигших возраста 55 лет и въезжающих в Республику Узбекистан в туристских целях на срок не более 30 дней.
Установить, что:
с 1 апреля 2017 года иностранные граждане, указанные в настоящем пункте, при въезде в Республику Узбекистан уплачивают въездной сбор в размере 50 долларов США, с зачислением его в Государственный бюджет;
документ, подтверждающий уплату въездного сбора, является основанием для въезда в страну.
Министерству иностранных дел совместно с Министерством финансов, Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций, Центральным банком Республики Узбекистан в срок до 1 марта 2017 года внести на утверждение в Кабинет Министров порядок уплаты иностранными гражданами въездного сбора.
6. Министерству иностранных дел совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по развитию туризма, Министерством финансов, Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерством труда Республики Узбекистан, другими заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 1 января 2017 года внести на утверждение в Кабинет Министров конкретные предложения по:
введению единых туристских виз для всех стран, выдаваемых сроком на 30 дней;
существенному упрощению порядка получения виз, в том числе транзитных виз, в международных аэропортах и пунктах пропуска через Государственную границу Республики Узбекистан;
упрощению процедуры получения разрешений на осуществление иностранными специалистами трудовой деятельности в Республике Узбекистан в сфере туризма, а также предоставление им льгот по уплате налога на доходы физических лиц;
расширению использования современных информационно-коммуникационных технологий в процессе оформления и выдачи виз, в том числе с использованием системы «он-лайн» заполнения анкет и подачи документов на получение визы без посещения дипломатических представительств Республики Узбекистан за рубежом и консульского управления Министерства иностранных дел, а также внедрением с 2018 года системы электронных виз.
7. Министерству иностранных дел и Министерству внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан возложить на советников по торгово-экономическим вопросам при посольствах Республики Узбекистан за рубежом обязанности по продвижению национального туристского продукта и оказанию содействия в увеличении туристского потока в Республику Узбекистан.
8. НАК «Узбекистон хаво йуллари», АО «Узбекистон темир йуллари» совместно с Комитетом по охране государственной границы Службы национальной безопасности и Государственным таможенным комитетом Республики Узбекистан, Государственным комитетом Республики Узбекистан по развитию туризма:
в срок до 1 апреля 2017 года принять необходимые меры по внедрению в международных аэропортах городов Ташкент, Самарканд, Бухара и Ургенч системы таможенного контроля «зеленый коридор» для иностранных туристов, прибывающих (убывающих) в республику, с упрощенной процедурой прохождения паспортного и таможенного контроля, получения багажа, транспортного обслуживания;
организовать в аэропортах и вокзалах республики раздельное прохождение паспортного контроля резидентами и нерезидентами с целью создания дополнительных удобств иностранным гражданам и ускорения процесса прохождения данной процедуры;
предоставить работникам субъектов туристской деятельности, встречающим или провожающим иностранных туристов, право доступа в здания аэропортов и вокзалов по выданным в установленном порядке специальным пропускам с соблюдением требований режимных и охранных мер;
осуществлять на системной основе меры по повышению уровня и качества услуг, предоставляемых пассажирам, в том числе на бесплатной основе, за счет создания и развития в аэропортах и железнодорожных вокзалах комфортной туристской информационной среды, включая деятельность туристско-информационных пунктов, систему туристской навигации, установление знаков ориентирования и др.
9. Государственному комитету Республики Узбекистан по развитию туризма совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерству внутренних дел Республики Узбекистан в месячный срок создать специализированную электронную автоматизированную программу ведения учета постояльцев в гостиницах и других средствах размещения в электронной форме через сеть Интернет.
10. Установить с 1 января 2017 года порядок, в соответствии с которым:
на территории Республики Узбекистан оплата услуг по размещению в гостиницах и других средствах размещения, оказываемых иностранным гражданам и лицам без гражданства, не имеющим постоянного места жительства в Республике Узбекистан, в том числе через субъектов туристской деятельности, осуществляется только в свободно конвертируемой валюте, за исключением случаев, когда оплата за них производится приглашающими государственными и бюджетными организациями республики. При этом туристский сбор уплачивается в валюте оплаты услуг;
разрешается внесение платы гражданами Республики Узбекистан туристским операторам в наличной свободно конвертируемой валюте с последующей инкассацией для безналичной оплаты зарубежным партнерам для оказания туристских услуг;
туристские операторы освобождаются от обязательной продажи выручки в иностранной валюте, поступающей от оказания ими туристских услуг;
гостиницы и другие средства размещения осуществляют в установленном порядке обязательную продажу 25 процентов выручки в иностранной валюте, поступающей от оказания туристских услуг иностранным гражданам;
туристские операторы, принимающие туристов, а также их работники освобождаются от ответственности за нарушение туристами законодательства Республики Узбекистан, за исключением правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Республики Узбекистан, установленных соответствующими нормативно-правовыми актами.
11. Рекомендовать Центральному банку Республики Узбекистан совместно с коммерческими банками обеспечить оснащение объектов туристской инфраструктуры, рекомендуемых Государственным комитетом Республики Узбекистан по развитию туризма, терминалами по приему валютных платежей.
12. Освободить сроком на 5 лет от уплаты налога на прибыль юридических лиц, земельного налога и налога на имущество, а также единого налогового платежа юридических лиц при вводе ими в эксплуатацию гостиниц и мотелей уровня не менее 4-х звезд, сертифицированных в установленном порядке.
Установить, что за приобретение субъектами туристской деятельности новых транспортных средств, предназначенных для перевозки туристов вместимостью свыше 9 человек, взимается сбор в Республиканский дорожный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан в размере 3 процентов от стоимости приобретения транспортных средств.
13. Признать утратившим силу Указ Президента Республики Узбекистан от 27 июля 1992 года №УП-447 «Об образовании Национальной компании «Узбектуризм».
Государственному комитету Республики Узбекистан по развитию туризма совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
14. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Р. Азимова.
Исполняющий обязанности Президента Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
г. Ташкент,
2 декабря 2016 г.,
№ УП-4861
Количество просмотров 1480
Отзывы
Председатель Сергелинского районного совета профсоюза работников производства потребительских товаров, организаций обслуживания и торговли Ш.Шамшиева
Председатель Джамбайского районного совета профсоюза работников образования, науки и культуры З.Атамуродова
Председатель профсоюзного комитета ЦГСЭН Аламазарского района А.Шарипова
Бабаджанова Евгения
Председатель профсоюза Туракурганского районого медицинского обьяденения А.Вохидов
Гродзинская Елена Александровна гл бухгалтер ЧП "Toshkent Optikal"